Программы и идеи

Cписывать — плохо

Блогеры заводят базу диссертаций чиновников

Граждане все активнее контролируют чиновников через интернет. В середине апреля должен быть запущен сайт «Декларатор» — со сведениями о доходах госслужащих. Еще одна полезная инициатива — сервер «Диссернет», на котором можно будет проверить любую диссертацию на плагиат.

С помощью этого сайта уже проверили диссертации депутата ЛДПР Игоря Лебедева, депутата «Единой России» Игоря Игошина и профессора МГУ Александра Кобринского. У каждого в работе нашлись огромные фрагменты чужих текстов без ссылок, отдельные главы — стопроцентный копипаст.

Мария Епифанова
Новая газета. № 28. 15.03.2013

Чиновники врут, правда!

В Москве на слово «коррупция» «устойчиво реагируют» почти 40% служащих, занимающихся госзакупками

Столичные власти решили бороться с коррупционерами путем новых технологий — с помощью «детекторов лжи». С 2010 года проверку на полиграфе прошли 847 членов конкурсных комиссий и специалистов по торгам. Полиграфы установили склонность к коррупции у 39% опрошенных. Юристы сомневаются в точности таких проверок и призывают осторожно относиться к результатам тестирования.

— Полиграф — это некая обманка для общества, — считает Кабанов. — Увольнять чиновников на основании этих данных довольно проблематично. Сотрудников спецслужб, например, специально готовят к возможным допросам на полиграфе. Квалифицированный психолог легко может научить человека, как обмануть полиграф. Особенно с учетом того, что профессиональных специалистов-полиграфологов у нас немного.

Эксперты напоминают, что полиграф — это техническое устройство, регистрирующее психофизиологические реакции организма: дыхание, частоту пульса, давление, изменения свойств кожи. Любая попытка вывести закономерность реагирования на определенные вопросы — в ведении полиграфолога, проводящего тестирование. Другими словами, «детектор лжи» — лишь высокоточный прибор, не оперирующий понятиями «правда» и «ложь». Все выводы делаются человеком.

Мария Епифанова
Новая газета. № 23. 01.03.2013

Бизнесменов планируют защитить гражданским судом

Уголовное преследование предпринимателей не должно начинаться до тех пор, пока возникший спор не будет решен в рамках гражданского судопроизводства. С таким предложением выступил уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов.
По оценкам «Деловой России», организации, объединяющей представителей крупного бизнеса, за последние 10 лет уголовные дела возбуждали против каждого третьего предпринимателя. При этом уголовное преследование – один из наиболее распространенных способов давления на бизнесменов и устранения конкурентов.

Сергей Путилов
Новые Известия. 22.02.2013

Сколько стоит досрочное освобождение

Заключенные, которых отпускают по УДО, обычно не становятся рецидивистами

Наши суды выносят менее 1% оправдательных приговоров. Зато осужденные могут надеяться на условно-досрочное освобождение (УДО). 

Если российский суд действительно интересует общественное благосостояние, то стоит поучиться у американских коллег, которые, как ни странно, умеют оценивать склонность к рецидивизму и освобождать тех, кто больше не склонен к нарушению закона. Проблема в том, что сейчас решения по УДО принимают суды — те самые суды, которые выносят менее 1% оправдательных приговоров. Необходимо создать комиссии по УДО с участием общественности. При этом комиссии надо создавать не на федеральном, а на региональном уровне, с тем чтобы (как и в США) их члены принимали более информированные решения о том, кто представляет, а кто не представляет опасности для общества.

Сергей Гуриев, Олег Цывинский
Ведомости. 12.02.2013

Спецбюро для спецсубъектов

Борьба с коррупцией переходит в организационную стадию

Только ратификация XX статьи международной Конвенции по борьбе с коррупцией может вооружить Спецбюро аппаратом для реального преследования взяточников. Без этого, утверждает депутат Дмитрий Горовцов, «невозможно внести поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы о незаконном обогащении чиновников и парламентариев, невозможно внести изменение в закон об оперативно-разыскной деятельности с тем, чтобы наделить наши правоохранительные органы реальным инструментом борьбы с коррупцией».

Сегодняшние законы, утверждает Горовцов, отдают проверку деклараций о расходах чиновников в руки их начальников – а потому они не эффективны. Три года назад была сделана первая попытка ратификации статьи, но проект остался нерассмотренным. 

Александра Самарина
Независимая газета. 08.02.2013

Анкета – главное оружие в борьбе с коррупцией

Свердловских чиновников поголовно проверят на взяткоемкость

Первым шагом для новой волны борьбы с коррупцией в Свердловской области станет анкета, которую в ближайшие дни разошлют во все госучреждения региона. «Когда шеф заступал на пост губернатора, он декларировал нещадную борьбу с коррупцией, – хвалят начальника в администрации главы Среднего Урала. – Анкеты разошлем по всем инстанциям, включая администрацию губернатора, правительство, ГУПы и другие околовластные структуры. Так осуществляется мониторинг среды, по его итогам будет вестись работа».

Анкета является анонимной – чиновнику предлагается лишь определить свою принадлежность к органу власти, сферу деятельности и уровень дохода. Далее госслужащему предлагается оценить уровень коррупции в его учреждении и в других органах, каков, по его мнению, размер средней взятки и почему коррупция до сих пор является решением проблем.

Иван Некрасов
Независимая газета. 18.01.2013

Борьба с коррупцией в Сингапуре

Борьба с коррупцией с Сингапуре. Суда нет

К моменту обретения независимости в 1965 году Сингапур оказался в ситуации, чем-то напоминавшей картину постсоветской России. Страна находилось в крайне тяжелом экономическом положении и была насквозь пронизана беззаконием. Правоохранительные органы оказались не в состоянии противостоять организованной преступности, а большинство чиновников участвовало в коррупционных схемах. Население имело низкий уровень образования и не умело отстаивать свои права. Далее >>

 

Возможность использования в России зарубежного опыта реформ госслужбы

Зарубежный опыт. Суда нет

Статья посвящена проблемам использования современного опыта Японии, США, Великобритании, Австрии, Казахстана реформирования государственной службы в части подбора и отбора квалифицированных, опытных и мотивированных кадров государственных служащих в условиях реализации административной реформы в России.

Далее >>

 

Частное обвинение, как средство борьбы с коррупцией

Частное обвинение. Суда нет

В странах общего права, в отличие от России, частное обвинение может быть предъявлено по всем статьям Уголовного кодекса. Обширные полномочия государства вмешиваться и останавливать процесс делают частное обвинение нередко непредсказуемым. Тем не менее, частное обвинение в этих странах работает. Учитывая особенности прецедентного права, оно порою становится средством корректировки законов, устранению в них пробелов. Оно открывает гражданам возможность пресечь сговор преступников и покрывающих их чиновников.

Далее >>

Формирование эффективной мотивации у бюрократии зарубежом

Большинство отечественных предпринимателей уверено, что невозможно начать своё дело, не взяв «в долю» чиновника. Об отношении бюрократов к бизнесменам, наглости и коррумпированности чиновников Я.Яковлева говорит: «Так не может долго продолжаться. Слишком неуправляема стала масса чиновников. Слишком сильно они нас ненавидят, пытаясь обобрать любым способом. Они ничего не создают, они только рушат. Конвейер арестов, постоянный передел собственности — не отдельные события. Это прорывающиеся наружу сигналы о массовой коррупции, которая все глубже затягивает страну в неуправляемое пике. Ужесточением наказания не создашь противовеса этой армии. Нужны решительные действия, реформы, нужен возврат здравого смысла, нужна обратная связь от власти и ее реакция на события. Реакция не в виде комментариев, а в виде действия». Далее >>

Мнение

 Противодействие коррупции: что может общество

  Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Что касается России, то здесь коррупция поразила все слои общества, практически все сферы деятельности и институты, т.е. стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны.
Так как коррупция – это международная проблема, то возможны и желательны также координация и согласование на международном уровне. Эти согласованные, скоординированные меры должны быть направлены, главным образом, на устранение причин и условий возникновения коррупции и, кроме этого, на смягчение ее последствий. От органов власти требуется политическая воля бороться с коррупцией, законодательное обеспечение этой борьбы и неукоснительное исполнение принятых законодательных актов, кроме этого, требуется готовность властей на то, чтобы стать прозрачными перед обществом, допускать возможность общественного участия и взаимодействовать с НКО и бизнесом как с партнерами. Читать дальше >>

Этот и другие аналитические материалы

Чего ждать от модернизации по-сингапурски

Андрей Солдатов. Ежедневный журнал. 19 ноября 2009 г.

     После визита российского президента в Сингапур Кремль, похоже, нашел новый вдохновляющий пример для движения по пути модернизации. Сам Медведев выразился здесь предельно четко: «Крайне важным сейчас является диверсификация нашей экономики, переход от сырьевой модели к инновационной модели. Опыт Сингапура показывает, как можно в достаточно короткой исторической перспективе перестроить собственную экономику, сделать её привлекательной...».
    Оставлю экономистам возможность оценивать, насколько опыт Сингапура применим к экономике такой страны как Россия, возьмем лишь те моменты, которые сам многолетний правитель Сингапура Ли Куан Ю, награжденный Медведевым Орденом Дружбы и ныне имеющий титул министра-наставника, считает принципиально важными для модели своего государства. Это отношение к государственной службе и к общественным свободам.
     В Сингапуре не скрывают, а гордятся тем, какие высокие зарплаты здесь у госчиновников: у премьера оклад составляет 2,7 млн дол. в год, у главы госслужбы — 1,7 млн, что значительно больше чем зарплата президента США. Считается, что таким образом государство привлекает на госслужбу лучшие кадры, инкорпорируя, кстати, не только самых талантливых, но и тех, кто может иметь амбиции в общественной сфере. А таких лучше иметь внутри госаппарата в качестве чиновников, чем снаружи в качестве критиков и оппонентов. Семейственность приветствуется: в 2004 году премьер-министром государства стал Ли Сянь Лунн, старший сын Ли Куан Ю, что объяснялось приверженностью принципам конфуцианства. Власть здесь тесно связана со спецслужбами — президент страны Селаппан Натан, назначенный на этот пост в 1999 году (он был, кстати, единственным кандидатом), в 1970-е руководил SID (Security and Intelligence Division), крайне засекреченной разведывательной службой страны.
    По отношению к общественным свободам модель Сингапура проста и эффективна — государство дает все возможности для ведения бизнеса, гарантируя безопасность, низкие налоги и понятные правила (в том числе так восхитивший Медведева аналог российского «электронного правительства), а в ответ гражданин делегирует государству право определять правила игры в общественной сфере. Схема вполне комфортна для экономически активного населения и не устраивает лишь то незначительное меньшинство, которое почему-то волнуют такие абстрактные вещи, как общественные свободы. Например, Ли Куан Ю разработал очень эффективные системы контроля свободы слова, которые замаскированы под «споры хозяйствующих субъектов». Лучшим средством оказались иски по диффамации: местная пресса постоянно находится под угрозой таких исков, если в материале упоминается фамилия конкретного чиновника. Иностранным газетам тоже сложно писать о Сингапуре: по закону, чтобы быть аккредитованными, иностранные СМИ обязаны внести значительный депозит и назначить местного представителя, который будет представлять газету в суде на случай иска. Это оказалось очень действенной мерой: ведущие мировые издания, включая The Wall Street Journal и The Financial Times, уже были вынуждены извиняться за критические статьи о Сингапуре под угрозой огромных выплат.
     Точно такая же схема действует в отношении политических оппонентов режима. Первый независимый депутат местного парламента Джейаретнам (он был избран в 1981 году от Рабочей партии) кончил тем, что провел два пятилетних срока в тюрьме — по обвинению в экономических преступлениях. После второй победы на выборах в 1997 году на него было подано 11 разорительных исков по диффамации, и в конце концов он был вынужден объявить себя банкротом. В последние годы (он умер в сентябре 2008-го) Джейаретнам, в свое время успешный и состоятельный адвокат, лично продавал свои книги у станций метро и на уличных перекрестках, потому что ни одна сеть распространения их не брала.
     Сингапуру нет равных в имитировании демократических институтов. В 2001 году рядом с мэрией был организован Speakers Corner, по примеру аналогичного в лондонском Гайд-парке. Правда, у сингапурского Speakers Corner есть определенные правила, вывешенные тут же: для выступления надо пройти регистрацию на посту полиции, нужно заполнить форму и получить разрешение, и, если вам разрешат выступить, вашу речь запишут и будут хранить в течение шести лет. То, что вы скажете, может быть использовано против вас по иску о диффамации. Запрещено поднимать темы, имеющие отношение к вопросам религии или расы, и запрещается наносить оскорбления властям. На всякий случай, приведен список всех законов, которые оратор может нарушить.
     Британский журналист Джон Кампфнер, который и описал этот «демократический механизм» в своей недавней книге The Freedom for Sale, справился на посту полиции, когда ожидается следующий желающий выступить. Подумав, офицер ответил, что он не помнит, чтобы хоть один человек воспользовался этой возможностью за все время его службы. В Сингапуре есть цензура: установка частных спутниковых антенн запрещена, а местные законы жестко регулируют вещание национальных телеканалов: использование слов «гей» и «лесбиянка» не допускается, так как «продвижение гомосексуализма» запрещено законом, сериал «Секс в Большом городе» был под запретом до 2004 года.
     Даже из приведенного списка технологий госуправления, применяемых в Сингапуре, очевидно, что они явно придутся по душе отечественным чиновникам, а многие уже начали внедряться. Например, идея больших зарплат госчиновникам как оплата невероятно высокого качества менеджмента (вспомним миллионные бонусы А. Чубайсу в РАО ЕЭС), инкорпорирование во власть бизнесменов и амбициозных активистов (медведевский кадровый резерв и А. Белых с М. Гайдар). Явно понравилась и сингапурская идея бессменного лидера (как выразился Медведев, «когда есть опытный наставник, всегда получается лучше»).
     Идея диффамационных исков также нашла своих поклонников в госструктурах — не случайно начальник ГУВД Москвы генерал-майор Владимир Колокольцев на днях заявил, что ГУВД готовит иски в суды о защите чести и достоинства столичных милиционеров, которые будут направлены против граждан, их оклеветавших. Как прямо заявил генерал: «Это делается только для того, чтобы лишний раз не позволять безнаказанно клеветать на милиционеров». Уверен, что идея депозитов для иностранных СМИ в России как гарантия их «ответственного подхода» также найдет понимание.
     Между тем, эффективность госаппарата Сингапура обеспечивается в том числе и тем, что Ли Куан Ю настолько подробно и тщательно прописал нормы и кодекс поведения для госслужащих, что установил не только допустимую длину волос, но и правила выбора спутниц жизни (на основе IQ потенциальных супругов), а также предельное количество детей, которых они могут иметь. Совсем не уверен, что российские чиновники готовы платить такую цену за модернизацию.

Методика анализа законов ЦСР

Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта

Перечень коррупционных факторов, распространенных в российском нормотворчестве
1.Широкие необоснованные возможности у конкретного органа власти возможностей самостоятельно устанавливать правила поведения;
2.Широкие возможности ведомственного и локального нормотворчеств;
3.Наличие коллизий правовых норм;
4.Определение компетенции по формуле «вправе»;;
5.Возможность свободного усмотрения госслужащего;
7.Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права;
8.Отсутствие конкурсных (аукционных) процедур;
9.Отсутствие специализированных, детализированных запретов и ограничений для государственных служащих в той или иной области деятельности (управление имуществом, налоговые, таможенные отношения и пр.);
10.Отсутствие ответственности государственного служащего за правонарушения;
11.Отсутствие контроля, в том числе общественного, за государственными органами и государственными служащими;
12.Пробелы в законодательном регулировании того или иного вопроса, позволяющие государственным органам (должностным лицам, государственным служащим) самостоятельно устанавливать собственные полномочия, вторгаться в смежную сферу и пр.;
13.Пренебрежение со стороны госоргана к законному праву гражданина или юридического лица, прописанного в законодательном акте;
14.Специфические коррупционные факторы, связанные с особыми полномочиями государственных органов (должностных лиц).

Опыт США по стимулированию граждан в установлении режима верховенства закона и борьбы с коррупцией

Отличие от российской реальности.
В США одним из основополагающих законодательных актов, регламентирующих борьбу с организованной преступностью, является Закон РИКО. Закон о борьбе с коррумпированными и находящимися под рэкетирским влиянием организациями (закон РИКО), принятый Конгрессом США в 1970 году, предусматривает гражданско-правовую и уголовную ответственность за различные деяния, связанные с деятельностью преступных предприятий. Далее >>

Мнение

Методы противодействия коррупции в судах направлены на исправление зависимого положения нашей судебной системы. К ним относятся:

 1. Звуко-видео запись заседаний; трансляция судебных заседаний через интернет. Такие методы практикуются, в частности, в Хорватии;
 2. Контроль за контактами судей — входящие/исходящие звонки, электронная почта. Под «колпаком» судьи находятся в Соединенных Штатах;
 3. Запрет на занятие должности судьи выходцам из правоохранительных органов. «Рука руку моет» - среди судей доминирует менталитет прокуроров.

В области бюджета можно наладить:

  1. Введение действительных конкурсов и аукционов везде, где идет распределение средств бюджета;
  2. Введение жестких госстандартов на все случаи взаимоотношений граждан и госучреждений;
  3. Максимальное распространение форм заявительного порядка — регистрация фирмы, образование НКО, регистрация документов и пр.;
  4. Запрет на любые внесудебные санкции в отношении граждан и юридических лиц.

Эти и другие методы противодействия коррупции

Опрос