Аналитические материалы

Конституционный суд решил, что права избирателей урной не заканчиваются

Такое решение — вопреки пессимистическим ожиданиям — принял 22 апреля Конституционный суд, рассматривая жалобу большой группы заявителей, включая уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина.

Суть спора проста: могут ли граждане (а не только партии и кандидаты, участвующие в выборах) оспаривать итоги подсчета голосов. До сих пор считалось: не могут, и суды отказывались принимать у граждан жалобы, полагая, что их избирательные права заканчиваются в урне для голосования: опустили бюллетень — и до свидания, все остальное уже не ваше дело. Ваших избирательных прав фальсификации «не нарушают». Эту позицию, заметим, поддерживали все органы власти.

Борис Вишневский
Новая газета. № 45. 24.04.2013

В басманных судах преюдиция - царица доказательств

В связи с "делом 6 мая" и "делом Навального" в центре внимания оказался ранее знакомый лишь специалистам мудреный термин "преюдиция".

Он буквально переводится с латыни как "предрешение" и означает обязанность следствия и суда принимать без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением.

"Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки", - гласит статья 90 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Артем Кречетников
news.ru.msn.com. 24.04.2013

Заниматься бизнесом в России — последнее дело

Условия легального ведения бизнеса в России таковы, что заставляют от него отказываться или уходить в тень

Предприниматели становятся редким видом в России. Если так дальше пойдет, останутся одни госмонополии, госкорпорации, госкомпании и крупный олигархический бизнес. Понятно, чем это уже оборачивается для российских потребителей — ростом цен при потере качества.

Ведомости. 23.04.2013

Гражданское общество вернулось в Советский Союз

Госдепартамент Соединённых Штатов Америки (США) опубликовал отчет о положении дел с соблюдением прав человека во всем мире в 2012 году. России оказался посвящен один из самых больших разделов доклада, в нем она была подвергнута резкой критике. Первое, на что обратили внимание чиновники США, – ограничение свободы слова в стране. По их данным, российские власти регулярно оказывают давление на средства массовой информации, принуждают их к субъективному освещению тех или иных событий, что нарушает закрепленное в Конституции страны право на свободу слова и печати.

Кроме того, к руководству Российской Федерации были предъявлены претензии в связи с ограничением гражданских свобод. 

Дарья Алексеева
Новые Известия. 23.04.2013

Предприниматели становятся раритетом

В бизнесмены хотят лишь 2,2% населения Российской Федерации.

Россию вновь признали одной из наиболее "отсталых" стран по состоянию деловой активности — лишь 2,2% граждан хотели бы стать предпринимателями, всего же, по данным глобального мониторинга предпринимательства, в 2012 году собственным делом были заняты 4,3%. Вовлечению граждан в деловую активность препятствует избыточное госрегулирование, трудности с доступом к финансированию и низкая выживаемость компаний.

Татьяна Едовина
Коммерсантъ. № 70/П(5101). 22.04.2013

Одно из двух: или страна в собственности, или собственность в стране

Если какая-то группа людей владеет всей страной, то собственность всех других людей в этой стране под вопросом

Идея выборов воспринимается как враждебная, потому что нарушает право собственности на страну. Границы между личным карманом и бюджетом нет. В каком случае это возможно? В случае если и то и другое воспринимается как собственность. Попустительство к воровству — оборотная сторона той же проблемы. Свои — причастники той же собственности и потому могут все, в том числе воровать. Чужие не могут ничего, даже помогать.

Максим Трудолюбов
Ведомости. 19.04.2013

Обзор

Опыт США по стимулированию граждан в установлении режима верховенства закона и борьбы с коррупцией

Отличие от российской реальности.
    В США одним из основополагающих законодательных актов, регламентирующих борьбу с организованной преступностью, является Закон РИКО. Закон о борьбе с коррумпированными и находящимися под рэкетирским влиянием организациями (закон РИКО), принятый Конгрессом США в 1970 году, предусматривает гражданско-правовую и уголовную ответственность за различные деяния, связанные с деятельностью преступных предприятий.
    Отдельные граждане или организации, «деловым или имущественным интересам которых нанесен ущерб в результате преступных действий в нарушение Закона» РИКО, могут рассчитывать на возмещение причиненного ущерба в трехкратном размере, а также сумм вознаграждения адвокатам, - серьезный стимул для возбуждения гражданских исков. Гражданский иск может быть возбужден даже в отсутствии ранее возбужденного уголовного дела по имеющимся фактам. Так установлено решением Верховного суда США по делу Sedima SPRI v. Imprex Co., Inc.
    Можно рекомендовать отечественному законодателю внести соответствующие изменения (дополнения) в действующий УК РФ. Читать дальше >>
 

Extra Jus (за пределами права)

за пределами праваСамо по себе наличие дееспособной судебной системы не гарантирует верховенства права. Более того, авторитарные режимы успешно используют законы и суды для достижения стабильности. Судебные решения выглядят более легитимными в глазах граждан, чем административные акты правительства. Без гарантированной судебной защиты шансы привлечь иностранные инвестиции крайне малы. С появлением политической конкуренции правящая элита ищет в судебной системе защиту от произвола тех, кто может ее сменить в случае электорального проигрыша. Примерно такие соображения заставляли власти Испании времен Франко, Чили времен Пиночета, Бразилии времен Бранко, а также нынешнего Сингапура укреплять судебную власть с одновременным ослаблением ее независимости. Далее >>

 

Деловой климат в клановой экономической системе

Под деловым климатом в стране обычно подразумевают условия ведения бизнеса: насколько государство вмешивается в работу деловых людей, как оно ведет экономическую политику и заботится о поддержании законности, как ведут себя суды, не слишком ли обременительны налоги, доверяют ли люди государству и друг другу в деловых отношениях, легко ли зарегистрировать предприятие, получить лицензию, разрешение на строительство, инвестировать в развития производства, внедрять инновации. Улучшить деловой климат не просто и одних благих намерений для этого недостаточно. Потому что он – продукт социально-экономической системы. В одних системах и, соответственно, странах, он благоприятный для создания и развития бизнеса, в других – нет. Более того, применительно не к любой социально-экономической системе (стране) уместно употреблять этот термин. Далее >>

Оценка

 Анализ мирового опыта взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями

Одной из наиболее эффективных форм участия граждан в формировании и реализации государственной политики в различных сферах общественных отношений в мире является деятельность ассоциаций граждан – общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Несмотря на то, что НКО и государственная власть имеют подчас неоднозначное отношению к диалогу, в интересах обоих создать механизмы для диалога и консультаций, поскольку они преследуют общую цель, которая заключается в нахождении решений проблем общества и удовлетворении потребностей его членов.

Роль НКО отличается от роли политических партий и не подменяет ее. На национальном, местном или секторальном уровне могут иметь место консультации, особенно полезные при разработке законодательства. Принимая во внимание тот факт, что общественные организации работают на уровне, более приближенном к населению и напрямую связаны с гражданскими интересами и инициативами, они могут предоставлять органам государственной власти так называемую «экспертизу снизу», работать с обращениями граждан, организовывать гражданские форумы, принимать участие и инициировать общественные слушания, а также активно участвовать в процессе лоббирования. Кроме того, одна из наиболее успешных форм реализации программ сотрудничества – разработка и осуществление совместных проектов – тут государство и НКО могут выступать как партнерами, так и заказчиком и исполнителем (в том случае, если органы государственной власти проводят конкурсы на реализацию государственных программ). Читать далее >>

Этот и другие аналитические материалы

Коррупция стала нормой

По результатам опросов жителей нашей страны Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 65% опрошенных считают, что коррупцию победить невозможно; треть респондентов называет наиболее коррумпированными власти на местах и правоохранительные органы, примерно столько же отмечают коррумпированность «всего общества»

Применительно к России в самое последнее время (после 2005 года) противодействие коррупцией со стороны властей связывается с Административной реформой . Разработаны типовые программы противодействия коррупции на федеральном и региональном уровне. При их разработке учитывались и международные программы противодействия коррупции (Например, Сингапурская программа борьбы с коррупцией) Главная задача для структур гражданского общества (НКО и предприниматели) заключается в осуществлении общественного участия в процессе подготовки, обсуждения, принятия и контроля исполнения властных решений.

Стратегии борьбы с коррупцией должны вырабатываться в широкой по охвату, долгосрочной и прагматически ориентированной перспективе:

* принимать участие в борьбе с коррупцией должны все основные действующие лица и группы гражданского общества;
* действия должны быть интегрированы в долгосрочные программы противодействия коррупции с четко обозначенными целями в части изменения законодательства и претворения этих изменений в жизнь;
* результат борьбы с коррупцией должен ставиться выше политических деклараций, продиктованных сиюминутной конъюнктурой (например, визит делегации крупного потенциального донора или заимодавца).

Концепция противодействия коррупции - система политико-идеологических, правовых, организационно-техни­ческих, социально-экономических, просветительских мер, способствую­щих предупреждению и пресечению коррупционных преступлений.

Масштабы распространения коррупции в России

Нечистоплотность проявляется не только во взаимоотношении власти и общества во всем его многообразии – от рядового индивида до гигантского предприятия или профессиональной ассоциации. Различные незаконные механизмы широко распространены и при осуществлении взаимодействия частных социально-экономических структур, например, двух частных компаний (пресловутые «откаты», практикуются при осуществлении множества коммерческих сделок).  Далее >>

Мнение

 Что говорит мировой опыт?

     Любой непредвзятый исследователь сегодня вынужден признать, что коррупция в России стала нормой. Причем в  самой опасной форме -  беловоротничковой, связанной с «распилом» бюджетных средств, обеспечением монопольного положения на рынке тех или иных корпораций и фирм. Сегодня трудно представить бизнесмена, рискнувшего выйти на рынок, не заручившись, не оплатив покровительство власть имущих. Это в равной мере касается открытия магазинчика в районном городке или  строительства крупного предприятия в каком либо  регионе. Госзаказы «своим» фирмам, откаты,  устранение конкурентов, обеспечение монопольного положения – все это внешние проявления кланового характера российского капитализма. Можно сказать, что массовая масштабная коррупция - это  имманентная черта  российского капитализма, это  та среда, в которой только и могут формироваться кланы, перераспределяться и обмениваться административные, природные, финансовые  ресурсы. Читать дальше >>

 

Как Вы считаете, будут ли бояться чиновники, что их призовут к ответу, если власть будет регулярно меняться в ходе выборов?

Два берега — две реформы

«В своей почти 20-летней практике я не обнаружил особого национального ноу-хау в китайских экономических реформах. Наоборот, повсеместно копируются методы и формы, которые доказали сначала свою историческую эффективность в Западной Европе, США, Японии, а затем в Южной Корее и на Тайване; изживаются традиционные для Китая «патерналистские» отношения между государством и бизнесом. Особенно это видно на примере Сянгана (Гонконга), который в конце 90-х перешел под юрисдикцию континентального Китая. Китайское правительство ничего не изменило в жизни этого анклава: не только в экономических отношениях, но и в политической активности населения. Далее >>