Обзор книг о борьбе с коррупцией

В разделе приводится обзор полезных книг и статей о борьбе с коррупцией.

Левин, Левина, Покатович. Лекции по экономике коррупции. Высшая школа экономики, 2011

Читать полностью


 

Средства массовой информации обычно отождествляют демократию с выборами, нередко используя данные понятия взаимозаменяемо. <…> Хотя выборы и являются основополагающим институтом демократии, демократия – это не только выборы… Как институт порядка открытого доступа демократия позволяет гражданам осуществлять контроль над властями, принуждая их учитывать интересы граждан, кроме того, демократия дает определенную степень защищенности от коррупции. Для того чтобы демократия работала, выборы должны быть вплетены в институциональную и конкурентную среду, которая позволяет политической конкуренции способствовать распространению информации, а также сдерживать политиков. <…>
Способность обеспечить работу социальных служб на безличной основе работает на то, чтобы стимулировать открытый доступ. Если общественные блага обеспечиваются на безличной основе, то избирателям оказывается куда проще оценить качество услуг, а также работу чиновников, не поставляют соответствующие блага. Если же общественные блага обеспечиваются на основе межличностных отношений и на базе дискреционного принципа, то чиновники могут использовать свою возможность отказать в предоставлении этих благ как угрозу, способную заставить граждан вместо свободного волеизъявления поддержать нужного кандидата. Обеспечение общественных благ становится еще одним способом дисциплинировать граждан и не является результатом отклика на запросы самих граждан. Выборы в таких условиях – средство манипулирования гражданами, а не их право делать свободный выбор. <…>
Порядки открытого доступа поддерживают принцип верховенства права, а также судебную систему, сравнительно свободную от коррупции. У этого есть одно важное, но редко признаваемое следствие: наличие судов, действующих в соответствии с принципом верховенства права, позволяет законодательной ветви власти писать законы, уточняющие обезличенные правила, касающиеся политической жизни, а затем внедрять их с опорой на эти дееспособные суды. В <…> государствах с коррумпированными судами законодатели практически лишены возможности проводить устанавливаемые ограничения в жизнь: нет судов, способных проконтролировать процесс. Отсутствие судов, действующих на основе принципа верховенства права, ограничивает дееспособность системы обеспечения общественных благ и сужает возможности законодательной власти служить реальным противовесом исполнительной.
Норт, Дуглас; Уоллис, Джон; Вайнгаст, Барри. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпритации письменной истории человечества / пер. с англ. Д.Узланера, М.Маркова, Д.Раскова, А Расковой. М.: Изд. Института Гайдара, 2011. – 480 с., с. 439 – 442.

 

Норт Дуглас, Уоллис Джон, Вайнгост Барри. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. Издательство: Европа, 2011 г., 480 с.

В книге предлагается новый подход к проблеме насилия и показывается тесная взаимосвязь экономического и политического поведения. Большинство обществ, относящихся к "естественным государствам", ограничивают насилие при помощи политического манипулирования экономикой для создания привилегированных групп интересов. Это позволяет ограничить применение насилия влиятельными индивидами, но одновременно создает препятствия для экономического и политического развития.
С другой стороны, современные общества создают открытый доступ к экономическим и политическим организациям, стимулируя политическую и экономическую конкуренцию. Эта книга помогает понять, почему в политическом отношении общества открытого доступа более развиты, чем "естественные государства", и каким образом примерно двадцати пяти странам удалось совершить переход от одного типа общества к другому.

 

 

 

 


 Андерс Ослунд: И последние станут первыми

И последние станут первыми: финансовый кризис в Восточной Европе /  Андерс Ослунд; пер. с англ. А. Коляндра, И. Файбисовича под науч. ред. А. В. Куряева. — Москва: Мысль, 2011. 240 с.
В книге анализируется протекание финансового кризиса 2008—2020 гг. в странах Восточной Европы. Причиной кризиса стал обычный цикл «бум—крах», вызванный кредитной экспансией в США и Западной Европе, который привел к избыточному дефициту текущего счета платежного баланса. Когда глобальная ликвидность испарилась, перегретые экономики стран Восточной Европы столкнулись с внезапной остановкой финансовых потоков. Самым примечательным в этой истории было то, как эти страны выкарабкивались из кризиса.
Наиболее пострадавшие страны — Литва, Латвия и Эстония — отказались девальвировать свои валюты и вместо этого провели внутреннюю девальвацию, сократив государственные расходы, включая зарплату в государственном секторе. Им удалось свести к минимуму темпы инфляции и и быстро превратить крупные дефициты текущего счета в значительные профициты. Политически фрагментированные парламенты восточноевропейских стран, избираемые на основе пропорциональной системы, позволяли быстро менять правительство, когда находящееся у власти очевидно не справлялось.

 

Производный иск

Производный иск (derivativ action), в отличие от имущественного группового иска и иска о защите неопределенного круга лиц, представляет собой обращение в защиту нарушенного права юридического лица, как правило, акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, от имени одного или нескольких участников данного юридического лица, осуществляемое на основании положений материального гражданского права. Право участника на предъявление данного иска в защиту юридического лица является правом, производным от права собственности на часть уставного капитала юридического лица, в защиту прав и законных интересов которого, равно как и в защиту прав и законных интересов совокупности других участников данного юридического лица, предъявляется исковое заявление.
Решение суда об удовлетворении требований производного иска в отношении истца и акционеров юридического лица носит публично-правовой характер и создает судебную преюдицию для предъявления последующих индивидуальных исков акционеров к исполнительному органу управления акционерного общества, участникам коллективного органа управления либо к самому юридическому лицу.
Г. О. Аболонин. Массовые иски. Wolters Kluwer 2011 г., с. 279.

 

Вышла из печати книга Ларисы Бураковой «Почему у Грузии получилось»

- Правда ли, что в Грузии получить водительские права и зарегистрировать компанию можно меньше чем за полчаса? Почему ликвидация контролирующих органов и отмена многих разрешений в строительстве не привела к массовым разрушениям домов или пищевым отравлениям? Куда исчезли все воры в законе, которыми Грузия была известна еще с советских времен? Каким образом удалось избавиться от очередей, бюрократии и коррупции в учреждениях? 
Приобрести книгу можно в издательстве «Альпина Бизнес Букс».

 

Массовые иски

Главное отличие массового иска от иска в обычном, широком понимании данного термина заключается в заявлении требования к суду о постановлении судебного решения, обеспечивающего защиту прав и законных интересов множества лиц. Данное множество можно именовать многочисленной группой, неопределенным кругом лиц, широким кругом лиц, гражданами Российской Федерации – существо правовой конструкции массового иска от этого не изменится.
Любое заявление, поданное в суд и содержащее законное требование о предоставлении правовой защиты множеству других, помимо заявителя, лиц, можно считать массовым иском.
В случае предъявления в суд исков о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц или заявлений о признании незаконным правового акта государственного органа (административного массового иска) число лиц, число которых защищаются массовым иском, не устанавливается, но оно может быть очень значительным. Один отмененный пункт федерального закона, противоречащий Конституции РФ, может обеспечить защиту прав и законных интересов миллионов российских граждан.

 

Государство и деньги

Как государство завладело денежной системой общества
Государство по своей природе является инфляционным институтом, потому что инфляция – крайне соблазнительный способ присвоения доходов граждан. Государство медленно, но верно брало в свои руки рычаги управления денежной системой, чтобы, во-первых, накачивать экономику заменителями денег по своему усмотрению, во-вторых, перейти к социалистическому управлению всей экономикой.
Мюррей Ротбард. Государство и деньги: Как государство завладело денежной системой общества. Челябинск: Социум, 2008, с. 114. http://libertynews.ru/node/772

 

Г. О. Аболонин. Массовые иски

Данное издание по массовым искам подготовлено в свете новых изменений к Арбитражному процессуальному кодексу РФ, устанавливающих правила рассмотрения дел о защите прав и законных интересов многочисленных групп лиц. Оно содержит обзор практики применения некоторых видов массовых исков в России, характеризует особенности правовых механизмов защиты прав и законных интересов многочисленных групп лиц в различных странах мира, практические рекомендации по использованию массовых исков и совершенствованию законодательства РФ, включая соответствующие законопроекты.
Предлагается вниманию арбитражных судей, прокуроров, адвокатов, экспертов, ответственных за проведение судебной реформы, преподавателей юридических вузов, студентов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" по курсам гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, а также читателей, интересующихся правовыми способами защиты прав и законных интересов многочисленных групп лиц.
Wolters Kluwer 2011 г., 416 с.

 

Подкуп государственных чиновников

Подкуп государственных чиновников — дело незаконное, а потому практически не упоминается в работах экономистов. Но экономической науке следовало бы изучать все разновидности взаимных обменов, как легальных, так и нелегальных. Выше мы установили, что «подкуп» частной фирмы вообще не является подкупом, поскольку это просто уплата рыночной цены товара или услуги. Взятка чиновнику — это тоже цена за предоставление услуги. В чем заключается услуга? В изъятии взяткодателя из сферы действия декрета государства, затрагивающего интересы этого человека. Короче говоря, получение взятки эквивалентно выдаче разрешения на что-либо. Таким образом, с праксиологической точки зрения получение взятки — это то же самое, что продажа лицензии на какую-либо деятельность.
И экономические последствия взятки такие же, как у лицензии. С экономической точки зрения без
различно, оплатили вы государственную лицензию на что-либо «через кассу» или неформальным образом, из рук в руки. Взяткодатель получает неформальную, устную лицензию на бизнес. Для нас неважно, что в этих двух случаях деньги получают разные государственные чиновники.
Степень, в которой неформальная лицензия действует как предоставление монополистической
привилегии, зависит от обстоятельств ее выдачи. Иногда чиновник берет взятку и фактически пре-
доставляет за это монополию в какой-либо сфере или профессии. В других случаях он предоставляет аналогичную лицензию всякому, кто готов уплатить необходимую сумму. Первый случай — это пример явного наделения монопольной привилегией, являющейся основой для взимания монопольной цены. Во втором случае взятка эквивалентна единовременному налоговому сбору, отсекающему от бизнеса тех, кто не в силах платить. Система взяток вытесняет их из бизнеса. Однако следует помнить, что взятка — это результат того, что некое направление деятельности стало незаконным, а потому она служит смягчению потерь, возлагаемых на потребителей и производителей решением государства о запрете на эту деятельность. В тех случаях, когда что-то объявляется вне закона, взятка — это главное средство, с помощью которого рынок может восстановиться; взятка приближает экономику к ситуации свободного рынка.
Мы должны проводить различие между агрессивной взяткой и оборонительной взяткой. Мы об-
суждали случай именно оборонительной взятки, т.е. покупку разрешения на участие в запрещенной деятельности. С другой стороны, взятка за получение исключительного или квазиисключительного разрешения, в соответствии с которым для всех остальных некая сфера деятельности оказывается закрытой, — это пример агрессивной взятки. Это плата за получение монопольной привилегии. Первая разновидность взяток — это движение к свободному рынку, вторая — от свободного рынка.
«МЮРРЕЙ РОТБАРД / ВЛАСТЬ И РЫНОК: ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА. Пер. с англ. Б.С. Пинскера под ред. Гр. Сапова. – Челябинск: Социум, 2010. – XII + 418 c., c. 118 – 119».

 

Эксцесс коррупции

Ни для кого не секрет, что отношениями коррупции пронизаны все сферы социального взаимодействия в современной России. Коррупцию в различных ее проявлениях можно считать проблемой №1 в том смысле, без ее решения принципиально невозможно решить ни одной иной социальной, экономической, политической проблемы.
В.В. Гольберт, Я.В. Костюковский, В.Н. Прокопьев. http://deviantology.spb.ru/etc/publications/Golbert_Kostukovsky_Prokopyev-Ekstsess_korruptsii.pdf

Американский «отец» арабских революций

Книга политолога Джина Шарпа стала настольной книгой борцов за демократию во всем мире
New York Times рассказала о человеке, чьи идеи, возможно, легли в основу действий тунисских и египетских революционеров. По мнению журналистов издания, идейным отцом современных арабских революций мог стать 83-летний политолог из Бостона Джин Шарп, много лет уже изучающий проблему ненасильственного сопротивления авторитарным режимам.
Именно его практическое пособие «От диктатуры к демократии» стало настольной книгой борцов за демократию по всему миру – в Бирме, Боснии, Сербии, Эстонии, Зимбабве, Иране, а теперь и на Ближнем Востоке. Власти Венесуэлы, Мьянмы и Ирана обвиняют Шарпа в подрывной деятельности и в участии в разного рода заговорах.
В своем пособии Шарп рассказывает, что представляет из себя диктатура, учит находить ее слабости и использовать их, предупреждает об опасности сделок и переговоров с авторитарным режимом и дает советы по организации акций протеста. В конце «учебника мирного революционера» приводится список из почти 200 ненасильственных методов борьбы.
Николай Сурков. «Независимая газета»

 

Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления Издательство: Альпина Паблишерз, 2010 г., 552 стр.

Книга является плодом работы многих подразделений Всемирного банка и отражает усилия, направленные на более глубокое понимание феномена коррупции. Ее первая часть посвящена коррупции в таких секторах экономики, как здравоохранение, образование, лесное хозяйство, дорожное хозяйство, электроэнергетика, нефть и газ, водоснабжение и канализация. Во второй части рассматривается управление государственными финансами, в частности формирование и исполнение бюджета, государственные закупки товаров и услуг, деятельность налоговых и таможенных ведомств. В третьей части речь идет о противодействии отмыванию денег. «Многоликая коррупция» предлагает полезную на практике концепцию, которая поможет реформаторам проанализировать ситуацию с коррупцией и сделать реформы на уровне сектора целенаправленными.



Можно ли в борьбе с коррупцией использовать  зарубежный опытМожно ли в борьбе с коррупцией в России использовать  зарубежный опыт? [Сборник статей] / Под ред. П.С.Филиппова. - Спб.: Норма, 2010. - 184 с.

ISBN 978-5-87857-167-8


Перед той частью политической элиты, которая действительно озабочена будущем своей страны, остро стоит вопрос: как выбраться из объятий кланового капитализма, как преодолеть вековую российскую традицию? Поиску ответа на этот вопрос посвящены статьи сборника. Подробнее >>

Читать

 

 

 


Горбуз А.К., Краснов М.А., Мишина Е.А., Сатаров Г.А. Трансформация российской судебной власти. Опыт комплексного анализа. — СПб.: Норма.

Читать

Книга представляет читателю основные результаты проекта «Судебная реформа в России: институционально-социетальный анализ трансформации, ревизия результатов, определение перспектив», проводившегося Фондом ИНДЕМ в течение 2007-2009 гг. В основу проекта была поло- жена идея, согласно которой функционирование судебной власти определяется, помимо ее институционального устройства, заданного нормативными актами, другими факторами, среди которых: история судебной власти, функционирование взаимосвязанных с ней институтов, неформальные нормы и практики, правосознание судей и клиентов судебной власти и т.п. Это определило комплексный междисциплинарный подход к изучению судебной власти.

 

 


 

А. Безбородова, Н. Елисеева и В. Шестаков, «Перестройка и крах СССР. 1985–1993»

Книга позволяет с позиции исторической правды переосмыслить причины глобальной катастрофы, которую пережила советская держава, и особенности процесса становления на постсоветском пространстве нового суверенного государства – Российской Федерации, ставшей правопреемницей Советского Союза. Авторы убедительно обосновывают свою версию произошедших исторических событий, их причин и последствий. Книга позволяет рассмотреть и осмыслить эти события c позиции уже накопленного исторического опыта. Вместе с тем по-прежнему актуальным является поиск ответов на вопрос, почему все-таки распался Советский Союз, была ли возможность сохранить советскую державу и путем постепенных реформ адаптировать ее к вызовам современности.
А. Безбородов, Н. Елисеева, В. Шестаков.
Перестройка и крах СССР. 1985–1993. – СПб.: Норма, 2010. – 216 с.

Скачать


 

 Шустер Д. Г. Эпицентр. Парадоксы глобального кризиса, СПб.: "Экономическая школа" ГУ ВШЭ. 2010, 224с.

Автор полагает, что источником кризиса была политика Белого дома, Конгресса, и Федеральной резервной системы с 2001 по 2007 гг. Парадокс заключается в том, что действия, ведущие к кризису, были рациональными, имели твердое основание либо в академических экономических теориях, либо в практической деятельности, а также в личных биографиях участников. Финансовый кризис, таким образом, оказался не только крахом сбережений и активов, но и катастрофой многих популярных политических и экономических теорий. Как бы то ни было, чтобы понять природу кризиса, необходимо изучить его возникновение и развитие в США. Главным виновникам кризиса приходилось действовать в сложных динамических условиях. Они принимали рациональные решения. Их действия могли вести к непредсказуемым последствиям, но имели смысл для тех, кто их совершал.


 

Дмитрий Травин. Очерки новейшей истории России

Эксклюзивно на Суда нет.

Дмитрий Травин. Очерки новейшей истории России. 1985-1999гг. Издания Общественного совета «Уроки истории» из серии «В помощь учителю истории». СПб.: Норма, 2010.

ISBN 978-5-87857-160-9

 Читать

 


 

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика.

Курс лекций. М.: Издат. Дом Гос. Ун-та – Высшая школа экономики, 2009.

В 2009 году в издательстве Высшей школы экономики вышла книга Светланы Барсуковой «Неформальная экономика. Курс лекций». Люди клянут кого надо, негодуют по подсказанным поводам, сбрасывают пар в указанном направлении. Конечно, можно сохранять академическую сдержанность, рассуждая про римских аристократов; труднее не стать проводником дискурсивного мейнстрима, анализируя коррупцию и теневую экономику, связь бизнеса и политики.
Спокойно, без надрыва, временами оригинально и небанально, и всегда интересно в книге ведется разговор о той экономике, которая «гуляет сама по себе» – домашнее хозяйство, теневой и криминальный бизнес, взаимопомощь домохозяйств. Оказывается, у этих тем есть вполне добротное теоретическое основание, позволяющее сделать эти «экономические самоволки» предметом анализа. В книге есть аналитическая перспектива, которая позволяет видеть систему в том, что ранее представлялось хаосом.

 

Новая институциональная экономика о развитии и стагнации

Попытки устранить коррупцию, создать верховенство закона, институты демократии с конкурирующими партиями также могут дестабилизировать порядок и вызвать широкое сопротивление. Естественно, что группы, которые непосредственно выигрывают от искажений рынка, — фирмы, получающие монопольные прибыли, или группы, которые приобретают услуги по субсидируемым ценам, — станут противодействовать реформам. Однако, как это ни парадоксально, но и многие из тех, кто теряет от этих искажений, будут колебаться в своей поддержке реформ, поскольку считают беспорядок и насилие худшим злом по сравнению с экономической эксплуатацией.
// Андрей Заостровцев. Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, 2010. 52 с.

 

Власть и собственность: Смуты и институты.

После начала рыночных реформ прошло уже почти два десятилетия. Отношение к ним в обществе до сих пор неоднозначное, их итоги вызывают яростные споры. Однако не стоит забывать, что благодаря им мы избежали гражданской войны на постсоветском пространстве. Это благодаря принятым в 1991–1992 годах мерам в крупных городах России не начался голод. Были заложены основы конкурентного рынка, который открыл дорогу модернизации страны. Не все тогда знали, что за это придется платить закрытием неконкурентных производств, заводов ВПК, что сбережения сгорят в огне высокой инфляции. Книга Егора Гайдара Смуты и институты об этом.
Гайдар Е.Т. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. Санкт-Петербург. Издательство Норма, 2009. – 376 с.
 

 


 

Щедрин как политолог

Те же самые основы жизни, которые существовали в XVIII в., — существуют и теперь.

   М.Е. Салтыков-Щедрин Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в наше время вновь звучит пугающе актуально. Связано это с архаизацией общественного сознания, которая активно поощряется Кремлем. Щедрин был не только талантливым писателем, но и чиновником, прекрасно знавшим реалии государственного устройства той поры. Будучи блестящим политическим аналитиком, в «Истории одного города» он очень точно классифицировал различные типы градоначальников и их методы управления условным городом, которые были характерны для царской бюрократии.
// Автандал Цуладзе. 13 января 2010 г.

 

Суд присяжных в России: совершенствование процедур и расширение юрисдикции

    Предлагаемый сборник ориентирован на широкий круг читателей, которым небезразлична судьба правосудия и перспективы возрожденного в России суда присяжных, но наверняка будет полезен и специалистам — юристам, психологам, политикам, социологам, всем тем, для кого суд присяжных и судебная система являются сферой профессиональных интересов.

// Л.В. Никитинский.


 

Мои встречи с правосудием

В издательстве «Новая газета» вышел сборник текстов Виктора Шендеровича «Случай с йеху и другие истории нашего зоопарка».

    «Ежедневный журнал» публикует отрывки из новой книги. Судья Васюченко, раз за разом, голосом учительницы начальных классов, проводила ликбез для депутата и его уцененных юристов. - Надо внести поправочки… - бурчал в ответ обиженный законодатель. – Как это: нельзя расширять обвинение? И через несколько минут они несли на судейский стол очередное безнадежное ходатайство о приобщении к делу какой-нибудь новой ерунды.

 

В поисках «идеальных денег»

Некоторые говорят: инфляция — это, конечно, плохо, но депрессия и безработица еще хуже, и чтобы избежать этих бед, небольшой рост инфляции необходим. Другие тоже согласны, что инфляция это плохо, но считают, что финансовая система не имеет к ней никакого отношения. Рост цен вызывает ненасытная алчность продавцов, и, установив контроль над ценами, мы сможем ее обуздать. Наконец, третьи признают и негативное влияние инфляции, и тот факт, что ее причиной является рост денежной массы и объемов кредитования. Но сам этот рост, по их мнению, связан не с изъянами финансовой системы как таковой, а с просчетами и злоупотреблениями политиков или чиновников, которые ею управляют. // Генри Хэзлитт. (The Search for an Ideal Money // The Freeman, Vol. 25 (1975). № 11).

 

Томас Матисен. Суд над тюрьмой.

С течением времени многие принудительные институты в корне преобразились или вовсе исчезли. До отмены рабства немногие верили, что когда-то оно перестанет существовать. Вечной в свое время казалась и практика охоты на ведьм, и уж тем более сама Инквизиция. Матисен убежден, что в противовес существующей сегодня государственной системе наказания необходимо разрабатывать новую социальную идеологию. Необходима масштабная социальная работа с правонарушителями, основанная на тщательном изучении взаимосвязи между преступным поведением, социальным положением и профессиональной деятельностью человека. Многое нужно сделать и для потерпевших. Например, за некоторые типы преступлений предусмотреть денежную компенсацию. Ввиду бедности большей части преступников эти выплаты должно брать на себя государство. Все эти изменения потребуют немалых материальных затрат, но они будут оправданы, тем более что сами тюрьмы стоят немалых денег. // Реферат. Елена Леенсон. Журнал «Отечественные записки» № 2, 2008.

 

Дисфункциональные рынки в условиях российской трансформации (на примере рынка милицейских услуг).

Есть две группы дисфункциональных рынков: 1) «рентные», порожденные стабильным монопольным положением определенной социальной группы в государственной системе или ее монопольным положением на том или ином рынке и 2) рынки, возникшие за счет массовой «маркетизации» общественных благ и услуг, которые не должны выноситься на свободный рынок или же возникшие за счет «платы за нарушение процедуры».
Первые возникают за счет того, что, занимая монопольное положение, группа может создавать препятствия в деятельности других социальных групп, которые платят за преодоление этих препятствий или же за то, что препятствия не создаются. Формально деятельность таких групп может носить вполне законный характер, так как их положение позволяет им влиять на принятие выгодных им законодательных норм. Скажем, принятие новых законов о миграции и гражданстве в России создало новые ниши для рентных доходов части сотрудников МВД. // Л.Я.Косалс. Доклад на научно-образовательном семинаре серии «Социология рынков», цикл «Новые профессора ГУ-ВШЭ», 22 марта 2005 г. (выдержки из доклада).

 

Игорь Клямкин, Лев Тимофеев. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М.: РГГУ, 2000. 595 с.

Панорама, нарисованная авторами, впечатляет разнообразием сюжетов и тематических разделов. Здесь и коррупция государственного аппарата, и поборы правоохранительных органов, и взяточничество в высшей школе, и теневой рынок медицинских услуг, и теневое предпринимательство, и теневое кредитование, и теневые операции с земельной собственностью, и рынок освобождения от воинской обязанности. Собранный материал изложен и интерпретирован в четырех главах. Первые две написаны по материалам интервью и посвящены теневой экономике соответственно деревни и города (111 интервью). На их основе сделан вывод, что зарождающийся в теневой сфере экономический уклад имеет значительный потенциал и что «любые попытки обуздать эту нелегальную рыночную стихию методом административного нажима могут принести только вред и обернуться очередным движением вспять» (с. 83). Единственный реальный выход - это «легализация деятельности неформалов... посредством предоставления им льготных условий существования» (с. 207), ведущая от теневого порядка к правовому. Вывод вполне в духе либеральных рецептов.
 
В третьей главе приведены количественные оценки распространенности теневых операций и проанализировано отношение к ним разных групп населения (общероссийская репрезентативная выборка, 1600 опрошенных). Респонденты поделены на предпринимателей, «непредпринимателей» и «предпредпринимателей» (терминология авторов), что позволяет соотнести различные типы сознания - юридически-правовой, неправовой (коррупционно-теневой) и доправовой (морально-репрессивный) - с ориентацией на занятие бизнесом либо с отсутствием таковой. Авторы выясняют, что импульс законопослушания исходит от мелких предпринимателей, разочаровавшихся в союзе с чиновничеством. Такая же ориентация, как предполагается, будет свойственна и «предпредпринимателям» по мере их вхождения в мир бизнеса. Так что перспективы выглядят довольно оптимистично. Однако «чтобы такой процесс пошел активно, сам бизнес должен стать экономически сильным и независимым от власти» (с. 236). Не ясно, благодаря каким социальным и политическим силам это может произойти - ведь сами предприниматели составляют порядка пяти процентов в структуре современного российского общества да и в политической активности особо не замечены.
Третья, глава содержит обширный массив упорядоченных данных, сопровождаемых авторскими комментариями, которые претендуют на новизну и оригинальность в трактовке проблем теневой экономики. Для человека, умеющего «читать» таблицы, количественные данные самодостаточны и процесс чтения книги ускоряется. В четвертой главе прослежена связь между теневыми установками и политическими предпочтениями россиян; в очередной раз найдено подтверждение того, что экономические и политические ориентации могут не совпадать, хотя это не значит, что между ними нет никакой взаимосвязи. Зафиксирован также преобладающий тип сознания - морально-репрессивный, что может стать ограничителем экономико-правовых стратегий борьбы с «тенью».
В заключительной части книги, на которую приходится чуть менее половины ее объема, опубликованы «голоса из тени» - полномасштабные углубленные интервью, собранные авторами в ходе исследования. Сам факт обилия столь откровенных интервью свидетельствует о широком распространении и обыденности теневых отношений в нашей жизни, а также о мере их фактической легитимации.
Авторы изучают теневую экономику, пронизывающую повседневную жизнь россиян, принципиально отказываясь от сведения ее к отдельным хозяйственным локусам. Главная примета современной России в том, что всякая демаркация между теневой и легальной деятельностью в ней условна.
Поскольку книга заявлена как попытка восхождения от эмпирики к теории, возникает законный вопрос: каковы же теоретические воззрения авторов?
По их мнению, пришедшее с Запада понятие «неформальная экономика» не соответствует российской действительности, ибо в нынешних российских условиях оно «вряд ли может быть распространено дальше представлений о домашнем хозяйстве и об индивидуальной предпринимательской деятельности» (с. 10). Отсюда - призыв использовать понятие «теневая экономика». В западной традиции, которая утвердилась и в российской науке, под неформальной экономикой понимают агрегированный феномен как противоправных, так и внеправовых хозяйственных трансакций во всем их разнообразии, включая блат и коррупцию. При таком понимании теневую экономику принято считать сегментом неформального пространства, ее значительным смысловым разворотом.
По мнению авторов, теневая экономика России опровергает западные представления об истоках возникновения и закономерностях функционирования внелегальной практики. Если на Западе неформальная деятельность существует как «независимая частная инициатива за пределами действующего закона» и прекращается с обретением ею правового статуса, то в России официальный правовой статус «предшествует выходу оператора на нелегальный рынок» (с. 11). Социально-экономические теории коррупции, западные по происхождению, учитывают официальный статус субъекта как фактор его включенности в теневые операции. Нет единой западной версии причин и логики развития теневой экономики. Помимо разных научных школ существует еще дифференциация подходов применительно к развитым и развивающимся странам, а также к странам с переходной экономикой.
В силу «перетаскивания нерыночных статусных возможностей» в рыночную «тень» возникает теневое парагосударство, понимаемое авторами как приватизированное. «Такое государство тем-то и отличается от государства легального и конституционного, что функции, которые должны быть исключены из рыночного оборота (например, функции суда или армии), утрачивают характер общественного блага и становятся предметом купли-продажи» (с. 12). Следовательно, считают Клямкин и Тимофеев, в зоне «тени» понятия «государство» и «рынок» совпадают. В последнее время участились попытки определять роль и сущность теневой экономики через апелляцию к понятию государства. Здесь и «уголовно-государственный паритет» (Вадим Радаев), и «фрагментация российской государственности в результате множественности очагов насилия» (Вадим Волков). Версия авторов книги стоит в ряду гипотез о корреляции процессов теневизации экономики с состоятельностью государственной власти.
Теневая экономика с позиций неоинституционализма выглядит иначе (с точки зрения возникновения, функций и возможностей легализации), чем с позиций, скажем, неоклассической теории. Социологические трактовки также имеют свои традиции, категориальный аппарат и концептуальные схемы, внимание к которым не просто дань авторам, чьи идеи получили признание, но и показатель включенности в «незримый колледж», наделенный правом «организованного скептицизма» (Роберт Мертон) по отношению к новым суждениям.
Авторы не раз отмечают слабую изученность темы, за которую они взялись. Но ситуация быстро меняется. Теневая экономика из недавно еще табуированной области знания буквально на глазах превращается в одну из самых конъюнктурно востребованных. Еще вчера про «тень» молчали даже те, кому было что сказать. Сегодня говорят и те, кому сказать нечего. Поэтому «белым пятном» ее назвать трудно. По крайней мере, эмпирические доказательства ее существования уже не способны ни удивить, ни озадачить. Другое дело, что по-прежнему в дефиците системный анализ этого явления.
        Рецензия Светланы Барсуковой публикуется в сокращении. Полный текст: Pro et Contra, Том 6, 2001 год, № 3.

 
Ю. Швецов. Бюджет как инструмент воспроизводства бюрократии в России

    В статье рассматриваются проблема бюрократизации государства и важнейшие социально-экономические последствия этого явления. Раскрывается сущность бюрократии, анализируются характерные особенности ее функционирования в России, выявляются материальная основа бюрократии и ее доминирующее положение в обществе. В рамках статьи специально не рассматриваются вопросы коррупции и материальной выгоды (в том числе получения рентных доходов, процентов по вкладам и др.) бюрократии.
    В статье констатируется, что бюрократия опутала наше общество невидимой паутиной, поставив экономику на службу собственным интересам, получая дань от крупных и мелких собственников, с помощью экономических и административных методов подавляя сопротивление предпринимателей и проявляя полное равнодушие к подлинным проблемам населения. «Государство – частная собственность бюрократии». Характерными чертами бюрократии является жесткая внутренняя иерархия и одновременно закрытый характер ее деятельности, обеспечивающие надежный заслон для утечки информации.
    Для любой бюрократии наиболее предпочтительна форма собственности – государственно-монополистическая. Материальной основой существования бюрократии и сохранения ею господствующего положения в обществе является перераспределение национального дохода в свою пользу путем концентрации средств населения в виде поступающих в бюджет налоговых платежей. Бюрократическая система управления блокирует все кардинальные изменения в экономическом реформировании государства. Административная реформа не дала и не могла дать позитивных результатов, ибо была направлена не на искоренение бюрократии, а лишь на видоизменение структурного соотношения ее сил. Она проводилась по инициативе и методами номенклатуры, что заранее предопределило ее судьбу.
     Бюрократия превратилась в искусственно созданную монополию, захватившую все рычаги управления в обществе. Бюджетная система России организована таким образом, что направляет (еще с советских времен) преобладающую долю бюджетных ресурсов на воспроизводство бюрократии; при этом все остальные расходы бюджетов финансируются исключительно по остаточному принципу. Налоговая система выполняет в основном фискальные задачи в ущерб регулирующим, то есть снабжает государственную бюрократию финансовыми ресурсами. Есть определенные пределы экономической эффективности любого государства.
     Существуют факторы, резко сужающие возможности эффективного централизованного управления. Наиболее значимым из них выступает «номенклатурная приватизация» государства. Ее негативное влияние на социально-экономическое развитие страны проявляется в деформировании бюджетной и налоговой систем, обострении присущих им противоречий. Сделан вывод о том, что процесс перепрофилирования бюджета на обслуживание интересов бюрократии завершается.
      Прочесть статью полностью: «Вопросы экономики» № 5, 2006, с. 87 – 96.


Закон и правосудие

Книга Водолеева Г., Сидоренко С. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 416 с.
Книга описывает раскрытие многих опасных преступлений, в том числе борьбу с взяточничеством и коррупцией. Авторы книги - Ветераны Министерства внутренних дел. На основе краткого описания полицейской службы и функций полиции с древних времен до наших дней, авторы делают следующий вывод. В современном обществе и государстве значение полицейских функций не уменьшается, а существенно возрастает, а сохранение правопорядка требует все больших усилий со стороны органов государства, и все более многочисленных и квалифицированных полицейских (милицейских) формирований. Подробнее.


 
Общественная антикоррупционная экспертиза законодательства. / Сборник под ред. М.Б.Горного, СПб, Норма, 2007. – 164 с. http://www.strategy-spb.ru/portal/files/gornyi-sbornik.zip

Сборник продолжает серию книг, изданных Санк-Петербургским центром «Стратегия», посвященных противодействию коррупции силами гражданского общества. Анализируется как возможность коррупции при исполнении нормативно-правовых актов, так и мониторинг их исполнения. В сборнике детально рассматриваются процесс организации и проведения конкурсов и процесс осуществления административной реформы, а также различные аспекты анализа и мониторинга исполнения нормативно-правовых актов общественными организациями. Начинается сборник с презентации С.Шевердяева, в которой излагается методология общественной антикоррупционной экспертизы. В книге приведены также результаты общественной экспертизы документов, регулирующих процесс организации и проведения конкурсов (статьи М.Горного, Ю.Никифоровой, И.Чередовой) и процесс осуществления административной реформы (статья М.Горного).
Содержание сборника
М.Горный. Предисловие.
С.Шевердяев. Основы методологии комплексного антикоррупционного анализа законодательства.
М.Горный. Общественная антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов на Северо-Западе России.
Ю.Никифорова. Совершенствование «правил игры» в сфере размещения муниципального заказа.
И.Чередова. Игра по большим ставкам. Цена вопроса – лесное богатство Псковской области.
М.Горный. Общественный мониторинг нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность административных структур по предотвращению коррупции и негативных последствий конфликта интересов.
Приложение 1. Пакет нормативно-правовых актов, регулирующих процесс организации и проведения конкурсов в МО-18 «Гражданка» (Санкт-Петербург) и экспертное заключение к ним.
Приложение 2. Закон Республики Карелия «О государственном заказе» и экспертное заключение к нему.
Приложение 3. Решение Петрозаводского горсовета «Об утверждении положения о муниципальном заказе» и экспертное заключение к нему.
Приложение 4. Постановление администрации Окуловского района Новгородской области и экспертное заключение к нему.
Приложение 5. Решение Псковской городской думы о муниципальном заказе.


 
Л. Григорьев, М. Овчинников. Коррупция как препятствие модернизации (институциональный подход) / «Вопросы экономики» № 2, 2008.

Работа посвящена анализу проблемы коррупции как ограничения модернизации страны. Используя неоинституциональный подход, авторы предлагают классификацию коррупции в контексте политического и частного рынков институтов, релевантных общественных групп, а также связанного с ней экономического эффекта. В соответствии с предложенной классификацией проанализирована динамика составляющих коррупции в контексте четырех возможных сценариев развития России, а также выявлены стимулы основных общественных групп к борьбе с коррупцией.


Л. Полищук, О. Щетинин, О. Шестоперов. Посредники между частным сектором и государством: содействие бизнесу или соучастие в коррупции? / «Вопросы экономики» № 3, 2008.

В статье анализируются экономические последствия деятельности посредников, помогающих частным лицам выполнять установленные государством процедуры и требования. Традиционными преимуществами обращения к посредникам являются выгоды специализации и экономии на масштабе, однако если государственная служба поражена коррупцией, посредники позволяют сократить транcакционные издержки последней и в частности снизить риски разоблачения. Показано, что в таком случае присутствие посредников идет на пользу коррумпированой бюрократии, но может усугубить положение частного сектора. С использованием материалов опросов последних лет исследуется состояние посреднического сектора в России и приводятся свидетельства использования некоторыми посредниками в своей деятельности коррупционных методов. Рассматривается связь обращения к посредникам с дерегулированием экономики и административной реформой.


И. Смотрицкая, С. Черных. Институт контрактных отношений на рынке государственных заказов / «Вопросы экономики» № 8, 2008.

В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где рынок государственных заказов сложился в ходе длительного эволюционного процесса, перед Россией стоит задача одновременного формирования институциональной системы как общенационального рынка, так и рынка государственных заказов. Развитие последнего предполагает в первую очередь реформирование институциональной системы в сфере государственных закупок, в том числе правил и механизмов размещения заказов, заключения контрактов, процедур контроля. В статье рассматриваются проблемы развития системы контрактных отношений как института, устанавливающего общие рамки взаимодействия и регламентирующего механизм реализации экономических связей государства-заказчика с хозяйствующими субъектами.


А. Яковлев. Преодолевая стереотипы / «Вопросы экономики» № 11, 2008.

В статье на основе данных обследований ГУ–ВШЭ и внутрифирменной статистики компании КПМГ предлагается нестандартный подход к анализу трех проблем, находившихся в последнее время в центре экспертных дискуссий в России: конкурентоспособность фирм, коррупция в госаппарате и уровень налогообложения. Обоснована необходимость прагматического взгляда на процессы, происходящие в экономике, особенно в условиях высокой неопределенности, порождаемой нарастающим глобальным финансовым кризисом.


Г. Сатаров. Как измерять и контролировать коррупцию

Рост коррупции в России в последние годы вызывает все большую обеспокоенность в обществе. Об опасности этого явления для дальнейшего развития страны неоднократно говорилось на самом высоком уровне. Хотя из средств массовой информации население регулярно узнает об очередных успехах в борьбе с ней, нельзя сказать, что победа близка. Более того, как показывают результаты исследований, с каждым годом ситуация становится все хуже. В статье рассматриваются два аспекта проблемы коррупции. Первый – объективная оценка уровня коррупции в России. Предложен метод оценки рынка деловой коррупции по данным социологических опросов предпринимателей. Проанализированы особенности таких оценок и их соотношения с макроэкономическими показателями. Обнаружено отсутствие зависимости между средним размером взятки и интенсивностью взяток. Исходя из соображений здравого смысла, может показаться, что маленькие взятки дают чаще, а большие – реже. В действительности все обстоит не так. Крупные бизнесмены общаются с крупными чиновниками, но и тех и других мало. Имеются две пирамиды – бизнеса и чиновников. Общение между ними идет по горизонтали. Поэтому его интенсивность, характерная для одного малого, среднего или крупного бизнеса, одинакова во всех слоях пирамиды. Полученные оценки объема коррупционного рынка вполне консервативны и состоятельны. Они фиксируют резкий рост коррупции в 2001 – 2005 годах. Он обусловлен масштабным увеличением среднего размера взяток. Столь аномальное поведение рынка коррупционных услуг возможно при появлении каких-либо экстерналий. Вероятно, такой экстерналией стала полная утрата контроля над бюрократией, превратившейся в стационарного бандита. Второй аспект – стратегии ограничения коррупции. Отмечена важность восстановления внешнего контроля над бюрократией. Это означает: возврат к полноценной политической конкуренции; формирование условий для свободного развития независимых средств массовой информации, включая запрет на их учреждение органами государственного управления; предельную открытость властей; либеральный режим функционирования общественных организаций. Важно восстановить разделение ветвей власти с упором на самостоятельность судебной системы. Подчеркнуты недостатки трансплантации институтов как основного метода экономических трансформаций. Коррупция – это индикатор неэффективности управления. В переходные периоды коррупция растет – это означает, что трансформация институтов сопровождается увеличением их неэффективности. В статье анализируются пробелы социального знания, снижающие эффективность институциональных заимствований.
Прочесть статью полностью: «Вопросы экономики» № 1, 2007, с. 4 – 10.


С. Гуриев. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться?

В статье обсуждаются оценки коррупции в России и актуальные для нашей страны количественные исследования этого феномена. Хотя не все специалисты согласны с тем, что в России отмечается резкий рост коррупции, ясно, что сам ее сложившийся уровень уже в ближайшие годы может стать основным барьером для экономического роста и развития. История не знает примеров богатых стран с таким высоким уровнем коррупции, как в России. Коррупция может стать главным ограничивающим фактором экономического роста в России уже в ближайшее десятилетие. Коррупция – одна из самых древних проблем общества и государства, но лишь недавно она стала объектом моделирования, измерения и анализа с помощью статистических методов. По результатам межстрановых исследований: чем более открыта экономика страны, чем меньше она зарегулирована, чем больше в ней свободы средств массовой информации, чем больше частных предприятий, тем ниже уровень коррупции. Отсутствуют убедительные свидетельства того, что повышение зарплат чиновников приводит к уменьшению коррупции. В ряде теоретических работ говорится о важности карьерных стимулов бюрократов. Более образованные и богатые страны коррумпированы в меньшей степени. Указывается, что коррупция выступает своего рода «смазкой» в жестком бюрократическом механизме. «Хуже негибкой нечестной бюрократии может быть только негибкая честная бюрократия». Чем больше распространена коррупция, тем выше устанавливается планка регулирования, для того чтобы снижать ее за взятку. Существуют доказательства причинно-следственной связи влияния коррупции на экономический рост. Не борясь в России с коррупцией сегодня, мы рискуем никогда не перейти в категорию развитых стран. Уровень коррупции в России уже гораздо выше, чем следовало иметь при достигнутом показателе валового внутреннего продукта на душу населения. Коррупция в России выше не только, чем в аналогичных по уровню дохода Бразилии и Мексике, но и в более бедных Индии и Китае. Россия так же коррумпирована, как Сенегал или Гаити – страны, где валовой внутренний продукт на душу населения в пять раз ниже, чем у нас. На фоне происходящего расширения государственного присутствия в экономике России появились косвенные свидетельства того, что госкомпании не в меньшей, а в большей степени, чем частные, используют сомнительные методы налоговой оптимизации. Для успешной борьбы с коррупцией необходимы, по крайней мере, большая свобода средств массовой информации и отказ от модели государственного капитализма.
Прочесть статью полностью: «Вопросы экономики» № 1, 2007, с. 11 – 18.


Е. Галицкий, М. Левин. Коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти (опыт эмпирического анализа)

В статье вводится понятие институционально-экономического пространства функционирования бизнеса с учетом коррупционного поведения. По данным опроса руководителей компаний строится типология предприятий в этом пространстве, анализируются обстоятельства, склоняющие к выбору той или иной стратегии, оцениваются эффективность каждой из этих стратегий. На основе эмпирической информации авторы выявляют особенности коррупционных взаимодействий фирм и бюрократических структур. Анализ показал, что в настоящее время эффективными с точки зрения успешности бизнеса являются лишь две стратегии: «сдача» своего бизнеса представителям власти и «взятие» представителей власти на регулярное содержание. Все остальные стратегии либо являются неустойчивыми, либо не приводят к успеху в бизнесе. Особенно показательна в этом смысле стратегия, при которой предприятия практически не дают взяток. Для таких предприятий характерен самый низкий уровень эффективности.
Прочесть статью полностью: «Вопросы экономики» № 1, 2007, с. 19 – 32.


Н. Епифанова. Исследование коррупции на основе методов экономической теории

В статье проводится анализ экономических подходов к исследованию коррупции. Рассматриваются сущность и разновидности коррупции с точки зрения экономической теории, а также влияние коррупции на общественное благосостояние. С точки зрения теории поиска ренты коррупция является одним из «провалов» государства, то есть примером несовершенства государственного вмешательства, в основе которого лежит неспособность обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. С точки зрения теории взаимоотношения принципала и агента коррупция – это использование общественной силы для личной выгоды в такой ситуации, когда общество возлагает на государственного служащего выполнение определенных задач, а последний пренебрегает общественными интересами. Автор показывает, что однозначно выявить, какой эффект оказывает коррупция – позитивный или негативный, нельзя. В том случае если коррупция приводит к недопотреблению общественного блага по сравнению с ситуацией ее отсутствия, общество действительно теряет от ее появления. Однако коррупция может и увеличивать объем совокупного потребления, становясь тем самым «выгодной» для общества. Важным фактором распространения коррупции является отсутствие конкуренции. При некоторых предположениях может не понадобиться полного искоренения коррупции: достаточно будет лишь достичь некоторого «оптимального» ее уровня, поскольку затраты на искоренение взяточничества могут превосходить соответствующие прибыли.
Прочесть статью полностью: «Вопросы экономики» № 1, 2007, с. 33 – 44.


А. Цуриков, В. Цуриков. Экономический подход к анализу корыстных преступлений

Проблема борьбы с преступностью, сама по себе очень сложная и многообразная, приобретает особую актуальность в России. Негативная практика правоохранительных органов всячески скрывать существующую преступность стала одной из причин того, что латентная (незаявленная, незарегистрированная, неустановленная) преступность в России в несколько раз превышает учтенную. В статье анализируется эффективность различных видов наказания за корыстные преступления в свете экономической теории преступности Г. Беккера, который предложил рассматривать преступников как обычных людей, осуществляющих свой выбор в пользу той или иной деятельности в результате сравнения выгод и издержек. Он писал: «Люди решают стать преступниками по тем соображениям, по каким другие становятся столярами или учителями, а именно потому, что они ожидают, что «прибыль» от решения стать преступником – приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками, как денежными, так и неденежными, – превосходит прибыль от занятия другими профессиями». Наказывая преступника лишением свободы, общество наказывает и себя, так как оно несет издержки, связанные с реализацией наказания. В этой связи авторы исследуют российское законодательство и приводят аргументы в пользу преимущества штрафных санкций перед тюремным заключением за ненасильственные преступления. Рассматривается вопрос эффективности применения штрафов за самое распространенное в России преступление – взяточничество. Отрицательное влияние коррупции в статье представляется в виде политических, экономических и социальных издержек. Политические издержки состоят в недееспособности государства – неспособности находить, вырабатывать и реализовывать целесообразные решения, а также в неэффективной работе различных подразделений, в частности правоохранительных органов. Экономические потери состоят в бегстве капитала: капитал уходит от коррупции, чиновничьего произвола, высокого риска и неопределенности. Рынок становится непривлекательным для инвесторов, снижается уровень конкуренции, что лишает предпринимателя стимулов для эффективной инвестиционной деятельности, растут транзакционные издержки. Коррупция стимулирует рост теневой экономики, ведет к перераспределению средств в пользу силовых структур за счет социальной сферы, образования и здравоохранения. Социальные потери выражаются в чрезвычайно высоком расслоении общества по доходам, снижении уровня жизни значительной части населения. Коррупция способствует дальнейшей криминализации общества. При коррумпированности судебной системы нельзя исключить возможность того, что уверенность части граждан в продажности судейского корпуса и в невозможности найти справедливость в суде вызовут желание «разобраться» с обидчиком без обращения в государственные органы. Среди примеров, рассматривающихся в статье, такой пример «преступления без жертв», как наркобизнес и вопрос легализации наркотиков. Легализация наркотиков, эквивалентная, с точки зрения экономистов, снятию барьера на вход в соответствующий рынок, обязательно должна обернуться конкуренцией и привести к существенному снижению цен и прибыли. Подобная перспектива никак не может вдохновлять наркодельцов. Поэтому всякая попытка снять или ослабить запрет наталкивается на противодействие. Противодействие легализации наркотиков могут оказывать не только наркодельцы и коррумпированные чиновники, но и служащие, основная деятельность которых непосредственно связана с реализацией запрета на наркобизнес и которые в силу своего служебного положения не заинтересованы в сокращении этой деятельности.
Прочесть статью полностью: «Вопросы экономики» № 1, 2007, с. 45 – 54.