Методы борьбы с коррупцией

Формула коррупции

«Формула коррупции», выведенная Р. Клитгаардом, проста: 

«Коррупция = Монополия + Свобода действий — Подотчетность».

 

Выработано немало методов, способных урезонить коррупционеров. В данном разделе приводятся самые действенные из них.
 
Коррупция — явление сложное и неоднозначное. Все формы коррупции так или иначе связаны. Необходимость давать взятку за регистрацию предприятия в конечном итоге может способствовать появлению подтасовк во ходе выборов (подробнее см. «Эта многосторонняя коррупция»). Методы борьбы с коррупцией хорошо известны и опробованы во многих странах мира годы назад. Внедряются они и в нашей стране, но большинство из них носит декларативный характер.
 
Крупными системными методами противодействия коррупции являются:

  1. Минимальное участие государства в экономике. Любые предприятия с участием государства - потенциальный очаг коррупции. Коррупция возникает чаще всего, когда "пилятся" бюджетные, «ничейные», деньги;
  2. Наличие политической конкуренции. Если завтра представители одной политической партии в парламенте сменят представителей другой партии в парламенте страны, то за беззаконие так или иначе придется отвечать.
  3. Гласность в СМИ. Если факты коррупции выносятся на суд общественности, то над коррупционерами нависает угроза;
  4. Открытость информации о деятельности органов власти. При отсутствии общественного контроля и необходимости отсчитываться перед обществом, чиновника ничего не сдерживает.
  5. Общественное участие – участие структур гражданского общества в подготовке, принятии и контроле исполнения властных решений.  (см. "С коррупцией можно бороться")

Надо отметить, что с 2010 года вступил в силу ряд федеральных законов, постановлений правительства и приказов ведомств, так или иначе касающихся коррупционной темы. Так,

-- государственные и муниципальные музеи, архивы и библиотеки освобождены от уплаты НДС при ввозе из-за рубежа любых культурных ценностей, то есть самостоятельные покупки и подарки зарубежных меценатов не будут облагаться НДС.

-- Аннулированы лицензии на осуществление строительной деятельности, проектирование и инженерные изыскания. Действия строительных и проектных компаний будут контролировать саморегулируемые организации.

-- Вступили в силу поправки в Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России и закон "О милиции". Отныне лицо, впервые обвиненное в неуплате налогов, освобождается от уголовной ответственности в случае полного погашения недоимок, пени и штрафов. Кроме того, подозреваемый или обвиняемый в неуплате налогов не может быть заключен под стражу.

-- Вступил в силу закон, обеспечивающий открытый и свободный доступ граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

-- С 1 июля все судебные решения должны будут размещаться в интернете.

Универсальные методы в конкретных сферах.
В типовых программах противодействия коррупции выделяются следующие базовые направления:

  • Создание уполномоченного органа по противодействию коррупции
  • Совершенствование организации деятельности по размещению госзаказа
  • Внедрение антикоррупционных механизмов в кадровой политике органов исполнительной власти
  • Организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов
  • Разработка и внедрение ведомственных программ противодействия коррупции
  • Внедрение внутреннего контроля
  • Осуществление обратной связи с потребителями государственных услуг
  • Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции
  • Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности исполнительных органов власти.

(См. более подробно Антикоррупционная деятельность органов власти)

  • Суды.

Методы противодействия коррупции в судах направлены на исправление зависимого положения нашей судебной системы (подробнее «О причинах зависимости наших судов»). К ним относятся:

  1. Звуко-видео запись заседаний; трансляция судебных заседаний через интернет. Такие методы практикуются, в частности, в Хорватии;
  2. Контроль за контактами судей — входящие/исходящие звонки, электронная почта. Под «колпаком» судьи находятся в Соединенных Штатах;
  3. Запрет на занятие должности судьи выходцами из правоохранительных органов. «Рука руку моет» - среди судей доминирует менталитет прокуроров.

(См. также Основные принципы деятельности судов).

  •  Бюджет.
  1. Введение действительных конкурсов и аукционов везде, где идет распределение средств бюджета;
  2. Введение жестких госстандартов на все случаи взаимоотношений граждан и госучреждений;
  3. Максимальное распространение форм заявительного порядка — регистрация фирмы, образование НКО, регистрация документов и пр.;
  4. Запрет на любые внесудебные санкции в отношении граждан и юридических лиц.

Возможность возникновения коррупции в бюджетном процессе связана с

  1. Непрозрачностью процесса, который ведет к произволу чиновников: выбор организации, исполняющей различные расходные статьи бюджета находится в руках чиновников, велико искушение получить «откат».
  2. Второй причиной возникновения коррупции в бюджетном процессе является отсутствие конкурсности при исполнении расходных статей бюджета. Механизмы государственного, регионального и муниципального заказов работают недостаточно эффективно.
  3. По сути не только граждане, но и депутаты не имеют информации о бюджете.
  4. Резервные фонды депутатов. В Санкт-Петербурге каждый депутат имеет право единолично и бесконтрольно израсходовать по своему усмотрению около 800000$ (более 1500000$ в 2002г.) в год.
  5. Резервный фонд администрации – решение о расходовании этого фонда принимает глава субъекта федерации.
  6. Изменение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Предприятия-монополисты повышают тарифы без предоставления какого-либо обоснования.
  7. Погашение долга субъекта федерации. Какой-либо контроль за текущими операциями с государственными ценными бумагами отсутствует.
  8. Финансирование федеральной судебной системы за счет бюджетов субъекта федерации. Проходит практически во всех субъектах и приводит к полной зависимости судей от исполнительной власти (в Санкт-Петербурге некоторые суды финансируются даже из муниципальных бюджетов).
  •  Законодательство.
  1. Разработка и принятие нормативных актов, исполнение которых минимизирует возможность появления коррупции;
  2. Разработка и принятие нормативных актов, направленных на повышение прозрачности власти, введение механизмов конкурсности, создания условий для возникновения и развития общественного участия;
  3. Усовершенствование законодательного процесса - проверка на идентичность принятого и готовящегося к публикации текстов, повышение некомпетентности депутатов.

Вообще в законодательстве коррупция возникает из-за следующих недостатков:

  1. Неоднородность и фрагментарность – нормы, регулирующие избирательный и бюджетный процессы разбросаны по федеральным и региональным законодательным актам, постановлениям Правительства и по ведомственным инструкциям. Финансирование избирательных кампаний регулируется в основном инструкциями избирательных комиссий различного уровня, бюджетный процесс – инструкциями Минфина;
  2. Противоречивость – нормы федеральных законов противоречат друг другу, нормы региональных законов также противоречат друг другу и федеральным законам, принятые новые законы не отменяют нормы старых, возникает страшная путаница, инструкции противоречат и федеральному и региональному законодательству;
  3. Неполнота и отсутствие санкций за нарушение и неисполнение законов – лица принимающие решения руководствуется не законом, а своими соображениями, принятие одних законов (например, регулирующих процесс агитации через СМИ во время выборов) не сопровождается внесением изменений в другие (законы о СМИ, Гражданский и Уголовный кодексы);
  4. Неопределенность – появление норм, допускающих неоднозначное толкование и дающих ЛПР право самому определять и толковать норму. Так санкция за нарушение ст. 19.8 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает штраф от 500 до 5000 МРОТ - возможность для ЛПР  предпринять выгодные ему действия.
  5. Возможность наложения альтернативного административного взыскания. Так ст. 12.27 КоАП предусматривает одновременно санкцию в виде штрафа от 10 до 15 МРОТ, либо лишение водительских прав от 6 месяцев до 1 года, либо административный арест до 15 суток.
  6. Замена прямых норм отсылочными, причем отсылка идет не на закон, обсуждаемый и принимаемый более или менее открыто и коллегиально, а на подзаконный акт исполнительной власти, который скорее всего будет закрыт для обсуждения;
  7. Недостатки технологического процесса выпуска уже принятых нормативных актов: неидентичность принятого и опубликованного текстов, наличие 2-х и более нормативных актов под одним номером, пробелы в нумерации;
  8. Наличие злого умысла у разработчиков и/или некомпетентность принимающих закон

Эти обстоятельства напрямую приводят к коррупции.
 
Действуют также.

  • В авторитарных странах практикуется создание специального органа по борьбе с коррупцией. Так в Сингапуре в 1952 году было учреждено CPIB - Corrupt Practices Investigation Bureau, цель которого - широкомасштабная борьба с коррупцией. Обеспечивается легкий доступ граждан к сотрудникам этого органа (Ботсвана, Сингапур).
  • Очень важным является практика налогового контроля за происхождения богатства всех граждан страны, работающих на потенциальных коррупционных должностях — а не только чиновников или их ближайших родственников. Это серьезная мера, реализация которой должна служить поводом для уголовного преследования коррупционеров7.
  • Свою роль должны сыграть средства автоматизации: камеры замера скорости на автострадах.

Многие из этих методов борьбы с коррупцией заявлены и в России. Надежды на их полноценную реализацию появились после внесения на рассмотрению в Госдуму РФ проекта закона «О противодействии коррупции». О том, будет ли этот закон работать см. подробнее разбор проета закона). 

  1. Типовая программа противодействия коррупции в деятельности федерального органа исполнительной власти на 2007-2008 годы. Материалы. Типовая программа противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации на 2007-2008 годы.
  2. Шевердяев Станислав, Трансперанси Интернэшнл, 2006;
  3. М. Горный. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества. СПб: Норма, 2000;
  4. Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов/Под. ред. М.Б. Гоного и А.И. Волкова. - СПб.: Норма, 2005. - 204 с.

Два важнейших для противодействия коррупции понятия: прозрачность власти и общественное участие:

  • Прозрачность власти – это ее открытость, понятность и возможность влияния на нее.
  • Общественное участие – участие структур гражданского общества в подготовке, принятии и контроле исполнения властных решений (в политическом цикле).

  Существует множество форм общественного участия, но самые важные:

  • общественная законодательная экспертиза (независимая экспертиза представителями общественности принятых и готовящихся нормативных актов),
  • общественные слушания (обсуждение представителями общественности актуальных проблем с приглашением представителей органов власти, чаще всего обсуждаются проекты законов),
  • общественные советы (совещательные, консультативные органы при структурах власти, чаще всего исполнительной, состоящие, в том числе, из представителей НКО).

Основные принципы деятельности судов

  • Гласность, возможность присутствовать в суде для любого желающего;
  • Фиксация хода судебного процесса в документах, ведение аудиозаписи судебных процессов;
  • Осуществление права на защиту, особенно при отсутствии соглашения;
  • Грамотное поведение судьи, его объективность и непредвзятость (особенно при рассмотрении ходатайств подсудимого и защиты), вежливость;
  • Сокращение сроков судебного процесса, его влияние на полноту выяснения обстоятельств дела;
  • Презумпция невиновности и ее соблюдение;
  • Достойное поведение судей при изменении показаний, устранение неадекватной реакции на жалобы подсудимых на применение принудительных мер во время следствия и других незаконных методов получения доказательств, учет в этих случаях данных следствия при вынесении приговоров;
  • Улучшение материального обеспечения судов (помещение, финансы);
  • Обеспеченность кадрами судей, нагрузка на федеральных судей,которая изменилась с введением мировых судей;
  • Эффективность судебного контроля за арестами, рассмотрение заявлений об изменении меры пресечения;
  • Доступность обжалования, обеспечение осужденных необходимыми документами, ознакомление с протоколом;
  • Рассмотрение дел вышестоящими судами, участие заинтересованных лиц;
  • Контроль со стороны вышестоящих судов,
  • Исправление судебных ошибок,
  • Стабильность приговоров, оценка пользы и вреда этого показателя;
  • Увеличение роли правозащитных неправительственнох организаций (НПО) в оказании содействия в исправлении судебных ошибок.

Наиболее часто встречающие формы коррупции

  • Нелегальные сделки за рубежом;
  • Контрабанда;
  • Приватизация государственной (публичной) собственности;
  • Кража и воровство;
  • Растрата;
  • Фальсификация и подделка;
  • Сокрытие доходов;
  • Злоупотребление общественными средствами;
  • Запугивание;
  • Незаслуженное освобождение от уплаты налогов или от наказания;
  • Обман и мошенничество;
  • Ввод в заблуждение;
  • Шантаж;
  • Искажение правосудия;
  • Подтасовка улик;
  • Незаконное задержание;
  • Тайный сговор;
  • Неисполнение служебного долга;
  • Паразитизм;
  • Взяточничество и подкуп;
  • Вымогательство;
  • Нелегальное налогообложение;
  • Откат;
  • Подкуп на выборах;
  • Покупка голосов;
  • Подтасовка результатов выборов;
  • Злоупотребление внутренними сведениями (организации) и конфиденциальной информацией;
  • Неавторизованная продажа государственной должности, госсобственности и гослицензий;
  • Использование в личных целях регламентом; госзакупками и запасами, контрактами и займами;
  • Спекуляция;
  • Давление на малый бизнес;
  • Поддержка маклерства;
  • Конфликт интересов;
  • Принятие незаконных подарков, уплат, «быстрых денег», развлечений, угощений;
  • Связи с организованной преступностью;
  • Операции на черном рынке;
  • Назначение на посты по знакомству;
  • «Крышевание»;
  • Нелегальное наблюдение.

Чиновников поймают в Сеть

Американские бизнесмены увидели в интернете способ побороть коррупцию

Директор ВГБИЛ Екатерина Гениева заметила, что в Америке «антикоррупционную лужайку взращивали гораздо дольше», чем в России. Мне показалось, что российские обычаи вызвали у многих американцев недоумение. Во всяком случае после того, как предпринимательница Яна Яковлева рассказала, что в результате отказа участвовать в коррупционной сделке она угодила на восемь месяцев в СИЗО, они заметно поскучнели.
Эстер Дайсон, известный инвестор в сфере IT, ведущая дела в том числе и в России (она входит, например, в совет директоров «Яндекса»), назвала Яну Яковлеву героем, посетовала, что мало россиян выказывают столько же твердости в отстаивании своих убеждений.
Елена Панфилова напомнила, что люди, жалующиеся на чиновников, часто даже не хотят называть свои имена, и предположила, что в интернете можно будет когда-нибудь создать «коллективного героя», который сразится с коррупцией.
Президент фонда «Индем» Георгий Сатаров заявил, что побороть коррупцию с помощью только новых технологий невозможно, как ранее не получилось выстроить действующую демократическую модель путем «пересадки» институтов.
Борис Макаренко (ИНСОР) напомнил, что технологии имеют идеологическую «подкладку», и социальные сети могут помочь людям организоваться, если только они этого сами хотят.
// Илья Кригер. «Новая газета» № 19 от 24 февраля 2010 г.

Определение «взятки» и действия человека, столкнувшегося с вымогательством взятки.

Согласно ст. 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации взяткой называют «получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе». Получается, что взятка попытка со стороны чиновника, или другого человека, распоряжающегося ресурсами, требовать за выполнение своих служебных обязанностей вознаграждение.
В вымогательстве взятки задействовано несколько субъектов. Должностное лицо - служащий любого ранга государственного либо муниципального органа и учреждения, либо некоммерческой организации, выполняющий организационно-распорядительные функции и имеющий доступ к общественным ресурсам.
Взяткодатель - лицо, осуществляющее дачу взятки (ст. 291 УК РФ). Несет уголовную ответственность за свои действия. Но в случае добровольного сообщения о факте дачи взятки, он к уголовной ответственности за дачу взятки не привлекается (прим. к ст. 291 УК РФ).
Лицо, выступающее посредником. Посредник не всегда непосредственно задействован в передаче взятки. Посредники обычно привлекается осторожными взяточниками, считающими, что если они не прикасались к деньгам, то и доказать факт получения взятки нельзя. Но в таком случае на них может распространяться ответственность за преступление, совершенное группой лиц (от семи до двенадцати лет лишения свободы), и все преступление окажется более серьезным, чем преступление, совершенное одним человеком, за которое полагается либо штраф, либо лишение свободы до пяти лет.
С вымогательством и взятками нередко сталкиваются предприниматели и другие люди, ведущие активный образ жизни. Перед ними возникает дилемма - давать или не давать взятку. Тот, кто решит дать взятку, должен помнить об отвественности за дачу взятки. Дача взятки может закончится уголовным преследованием. Тому кто решил отказаться от передачи взятки, необходимо плавно закончить общение с вымогателем взятки, без намерения вступать с ним в дальнейший контакт. Но учитывая правоприменительную практику, возможно необходимо приготовиться к проверкам со стороны организации, к которой относится вымогатель взятки..
Можно пойти по другому пути и попытаться противостоять взяточничеству и привлечь его к уголовной ответственности. Необходимо договориться об еще одной встрече с вымогателем взятки, после чего отправиться в местное отделение УБЭП, ФСБ, УСБ (если вымогатель - сотрудник МВД) или прокуратуру. Там надо написать заявление о вымогательстве взятки. Оно должно включать в себя описание причины вымогательства, должностное положение вымогателя, размер взятки, время и место ее передачи, прочие сведения, которые, мнению заявителя, могут пригодиться сотрудникам правоохранительных органов. Заявитель подписывает документ о том, что он предупрежден об ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ). Далее следует разработка операции, в которой жертва вымогательтва взятки будет стоять в центре. Он получает технические средства, отмеченные специальным маркером либо отсканированные деньги. Перед операцией его подробно инструкируют о том, как вести себя во время передачи денег. Если заявитель делает все как запланировано, то обычно проблем с арестом вымогателя не случается. Далее его участие в уголовном процессе возможно в статусе свидетеля. Свидетель имеет право на государственную защиту, согласно федеральному закону «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» №119-ФЗ.